non_conformist (non_c0nformist) wrote,
non_conformist
non_c0nformist

Театр начинается с... актера!

  А никак не с вешалки. Взрослея, начинаешь понимать, что ходить на концерты и спектакли лишь "для галочки" - неуважение не только к артистам, а в первую очередь к себе.
  Действительно, когда ребенка 10-12 лет классный руководитель, откровенно говоря, насильно заставляет ходить в ДК либо театр, вполне понятно, почему многие из нас притворялись болеющими и не являлись в школу. Детям (да и уж что говорить и взрослым иногда) сложно еще в таком юном возрасте разобраться в своих предпочтениях (не говоря уж о таком сложном и многогранном явлении как искусство).

  Но вот мне уже 21, и я не стыжусь признаться, чтовпервые лично познакомилась с театром во всем его великолепии. Это похоже на мой первый кулинарный опыт: главное удачное начало, а дальше входишь во вкус.
  Ну где же еще я могла бы прикоснуться к удивительному миру театра, как не в уже родных стенах Сургутской филармонии? Так повезло, что окончание XII творческого сезона филармония решила завершить чуднейшим "аккордом": к нам приехал Малый театр и привез две постановки - драматичный "Маскарад" (Лермонтов) и ироничный "Мнимый больной" (Мольер). Это уже третий визит театра в Сургут, и, вероятно, вовсе не последний. "У нас очень нежное отношение к Сургуту, - заявляет Михайлова Тамара Анатольевна, Гендиректор Государственного Академического Малого театра России. - Едем каждый раз с удовольствием и стараемся подобрать лучшие спектакли для вас".



   Тамара Анатольевна порадовала нас неожиданной новостью: вскоре в Когалыме ожидается открытие филиала Малого театра, который станет их базой в Сибири. В состав труппы войдут как непосредственно актеры Малого, так и выпускники Щепкинского училища. А на вопрос о репертуаре и критериях отбора постановок для Москвы и других городов, директор ответила, что не существует первосортных и второсортных спектаклей, единственным критерием являются размеры сцены. "У нас есть спектакли, как например "Мольер", которые невозможно поставить исключительно из-за маленьких размеров сцены. Но мы с Яковом Семеновичем уже обсуждали планы на будущее, и думаем, что технические вопросы вполне можно решить".
  Мне очень понравился принцип работы коллектива Малого театра: "Наша труппа как швейцарские часы:все работают слаженно. Решения принимаются сообща, поэтому у нас хорошее "производство". В каждом театре, как правило, ярко выделяют какой-то один аспект - авторская постановка, озвучка, например. У нас прекрасно все; мастерство же, как известно,не пропьешь. Поэтому нам не нужно раздеваться, чтобы привлечь публику, нам хватает нашего мастерства".
   Естественно, после таких слов ожидаешь с нетерпением вечера, дабы воочию насладиться ощущениями от игры. "Маскарад", поставленный по желанию Бориса Владимировича Клюева, поразит, кроме всего, "стильными авторскими декорациями и пышностью костюмов".
  "Есть спектакли, вершины, о которых мечтает каждый актер. И для меня одной из них является роль Арбенина. Это роль, над которой можно работать всю свою жизнь. Спектакль идет уже год, и он не повторяется. Каждый раз я открываю для себя что-то новое в этой роли, она помогает мне лучше понять себя, свою душу" - дает нам общее представление о "Маскараде" Борис Владимирович.


- Борис Владимирович, вот все хотят играть Гамлета, Ромео, а Вы выбрали роль такого, можно сказать, кровожадного человека. Почему именно её?
- Ну, я совсем не считаю Евгения Арбенина кровожадным. В этом прекрасном произведении Лермонтова отображена реальная жизнь! Ревность - обратная сторона любви. А разве каждый из нас не способен на ужасные поступки, когда задевают наши чувства и самолюбие? Люди убивают из ревности! Она заставляет нас мстить. Впрочем, я считаю, если человек любит - он обязан страдать. Если же он не способен на любовь, он бездуховный и неинтересный.


  С благоговением внимаю каждому слову этого великого артиста, обладающего огромным жизненным опытом, видевшего Хрущева, Шульгина... Клюев говорит такие, в принципе, очевидные вещи, но в его трактовке они принимают совершенно особенный смысл. Рассказывает о своем пути восхождения к успеху и славе, но без всякой напыщенности и пафоса. Каждая роль для него это способ понять себя, найти жизненный совет, доставить удовольствие зрителю. Как говорят, "и жизни мало для того, чтобы найти себя, свое призвание". Ведь каждая роль, если относиться к ней со всей серьёзностью, отнимает стоит много времени и "крови", но каждая из них - бесценный опыт.

... Ну вот и вечер: занавес подымается, часы бьют полночь, и Борис Георгиевич Невзоров (он же Маска) крутит игральный стол, за которым будут решаться судьбы. Как будто в самом начале нам дают намек: думаете, жизнь игра? Нет - маскарад! Молодые, наивные юноши приходят в "Маскерад" кто за деньгами, кто тоску развеять, а кто - судьбу найти, как молодой князь Звездич. Но жизнь жестока, а игривая маска оказывается совсем не той, за кого себя выдает. Дурацкое стечение обстоятельств, трусость, удачно и вовремя склеенная сплетня - всего этого оказалось достаточно, чтобы забрать честь и рассудок не только у неопытного бонвивана Звездича, но и у потрепанного жизнью и изощренного игрока князя Евгения Арбенина. Жажда мести сводит человека, знающего коварность судьбы-злодейки, с ума, и он навлекает всеобщий позор на мнимого любовника своей жены. Вроде бы отомщен Арбенин, но как же простить измену той, которую он искренне полюбил и свою душу отдал? Ангел во плоти, единственная, не заклейменная человеческими пороками... и вдруг поглумилась над его чувствами, предала? С болью и мучениями убивает он свою Нину, подсыпав яд в десерт.



  Не хотел он её убивать, любовь ведь ядом не убьёшь... Оскорблённое самолюбие и жажда справедливости взяла верх над убитым горем князем. Трагедий вроде бы достаточно, но приходит тот самый "пророк", Маска, которая обещала Евгению расплату за все его жизненные проступки. Бывший некогда ему другом, Маска "срывает маски" (простите за тавтологию), объясняет причины и следствия... Любимая Нина... невинна?!!!! Арбенин падает на землю и сидит с обезумевшим взглядом.   Как же абсурдна месть ради мести! Месть Арбенина из ревности не так ужасна, как месть Маски ради собственного удовлетворения. Игра актёров поглотила меня настолько, что казалось, я вижу реальные события. Это только подтверждает мастерство артистов, поскольку каждый слился со своим героем "душой и телом". И неважно, сколько у них опыта, " мастерство ведь не пропьёшь"!

  Актёр - бессмертен. Борис Клюев, бесспорно, универсальный актёр: он органичен как в роли забавного, любящего дедушки из "Ворониных", или сдержанного, наблюдательного чиновника Майкрофта Холмса, так и в роли высокомерного, самоуверенного, ревнивого, но такого ранимого Евгения Арбенина. Он вечно молод душой, и время, кажется, обходит его стороной. Хочется заново пересматривать фильмы с его участием, чтобы узнать что-то важное для себя.
  Именно со встречи с этим человеком, могу уверенно повторить: театр начинается с актера! Актер это его сердце,и душа, и легкие. А по-другому никак!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments